Американское специализированное издание «Милитари Таймс» сообщило о том, что 20-й председатель Объединенного комитета начальников штабов прогнозирует мощное развитие искусственного интеллекта (ИИ) и беспилотных технологий в ВС США, а это может привести к созданию непобедимых роботизированных американских вооруженных сил в будущем. Он также высказал свои соображения о возможном предоставлении ИИ возможности самостоятельно принимать решения на поле боя. Думаю, что этот генерал, заявляя о полном преимуществе высоких технологий в бою — несколько заблуждается.
«Я предполагаю, что через десять-пятнадцать лет от трети, а может быть, от 25% до трети армии США будут роботизированы», — сказал генерал армии в отставке Марк Милли на презентации Axios в четверг, посвященной выпуску информационного бюллетеня «Будущее обороны».
Он подчеркнул, что роботами, как автономными системами, можно будет управлять с помощью искусственного интеллекта.
По словам Милли, достижения в области технологий и изменения в характере войны позволят военным во всем мире принимать более рациональные и быстрые решения. Милли слегка ударился в философию в своих рассуждениях, высказывая свою мысль о разнице между природой и характером войны. Первое, по его словам, связано с человеческой деятельностью и политическими действиями. «Одна сторона пытается навязать свою политическую волю другой, используя организованное насилие», — многозначительно заявил Милли, как свою идею, видимо совершено забыв, что нечто абсолютно такое же, почти за два века до него сформулировал Отто Фон Клаузевиц. Он также многозначительно отметил, что этот аспект войны редко меняется. Сразу же хочу возразить ему, что природа войны всё же подвержена переменам и теперь она включает куда больше компонентов, чем какие-то 40 – 50 лет назад и определяется многими ограничительными условиями отличными от тех, что были ещё в середине 20-го века.
Милли, вероятно, опираясь на современную американскую военную мысль заключил, что характер войны включает в себя тактику, технологии, системы вооружений и подготовку лидеров. И всё? Ах, да, Милли ещё сказал, что, хотя эта динамика часто меняется, в настоящее время мир переживает самый большой фундаментальный сдвиг в истории человечества с появлением искусственного интеллекта и робототехники. Тут всё ясно, американские генералы всегда пренебрегали военным искусством, опираясь исключительно на мощь вооружений и техники. Это уже приводило их к катастрофам в Арденнах, в Корее, во Вьетнаме в Афганистане. Вот и сейчас, во главе всего, согласно американских воззрений: стоят технологии, а принципы Военного искусства – остались в далёкой военной истории.
Милли привёл пример качественного перехода времён гражданской войны в США от мушкета к винтовке с винтовым затвором, как яркий пример трансформации, которая навсегда изменила ландшафт вооруженных конфликтов. Страна, которая быстрее всех внедрит новые технологии для использования в военных целях, получит наиболее решающие преимущества над своими противниками, — сказал Милли.
Он считает, что для того, чтобы Америка сохранила свое превосходство в качестве самой сильной армии в мире, она должна не только быстро адаптироваться к новым технологическим реалиям, но и действовать опять же технологично, таким образом, чтобы это могло вызвать сейсмические сдвиги в операциях.
Милли, чтобы успокоить слушателей (озабоченных возможностью порабощения людей искусственным интеллектом) сказал, что текущая политика США предусматривает, что человек всегда должен быть вовлечен и нести ответственность, когда дело касается военных роботов и использования ими смертоносных боеприпасов. Он объяснил, что нынешнее мнение заключается в том, что люди обладают этической основой для принятия решений, которая должна быть приоритетом превыше всего. У технологий нет морали, справедливо заметил он. Но, не исключил, что ситуация может измениться.
«Вы можете представить себе будущее с технической точки зрения, (где) машина с поддержкой ИИ, робот с поддержкой ИИ смогут принимать собственные решения», — сказал Милли, — «Это то, чего хочет мир?» И генералам свойственна гуманность и гуманитаризм.
В целом, Милли, выглядит, как сторонник техногенных войн, что полностью соответствует американской военной школе, которая не учитывает многих аспектов, вероятных стечений неблагоприятных обстоятельств и высокой боеспособности противника, сочетающего технологические преимущества с верной оценкой реалий войн, не отрицая военного искусства.
Кстати, его исторический пример напрочь разрушают факты, происшедшие после событий американской гражданской войны. Яркие образцы военного искусства демонстрировали: Брусилов в Первую мировую, Вермахт и РККА во Второй мировой войне, армия Израиля в войнах в 1960-е и 1970-е годы.
К тому же, современные во многом технологии (в том числе ИИ) основаны на электронике, которая легко может быть уничтожена мощным электромагнитным импульсом, оружие, способное его генерировать уже создано. Поэтому, полностью полагаться на технологии в войне с сильным противником всё же не стоит. Вероятность, что наступит момент, когда технологии бессильны — всегда остаётся.
Источник: